Юрий Грымов   — российский режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер, художественный руководитель театра «Модерн»  —  размышляет о путешествиях.

 

 

 

Когда и куда была Ваша первая поездка? Какие от нее остались впечатления?

Моя первая поездка за границу была в 1989 году в США, и я оказался сразу в Лас-Вегасе. Никогда не был за границей и сразу  Лас-Вегас. Это было по работе, я там ставил шоу.  Конечно? тогда  для меня это было потрясением, я оказался сразу в таком « городе – празднике». Все гипер, все блестит, всё сверкает и тогда мне казалось, что так выглядит весь Запад,  и  потом  уже, когда я  переехал  жить в Нью-Йорк,  все встало на свои места.

Как-то изменилось восприятие новых мест, оттого что Вы много ездите?

Человек живет сравнениями,   мы всегда все сравниваем, однако мне кажется, что во время путешествий  этого делать не стоит.  Нельзя сравнивать страны, нельзя их сравнивать с  любимой страной. Я когда то очень сильно влюбился во Францию и делал оценки стран относительно Франции, хуже Франции, лучше Франции, интереснее и т.д. Но когда становишься опытней, больше ездить, смотреть , читать  — то  приходит понимание, что не надо сравнивать, а  оказавшись в той или иной  стране принимать её правила, думать о той стране в которой вы находитесь. Я много езжу,  не считаю себя путешественником, ни в коем случае, но мне  очень интересно передвижение культур. Сейчас я уже знаю, что если я хочу что- то получить конкретное, в виде отдыха, солнца, хороших пляжей, качественной, недорогой еды, я уже не экспериментирую, я уже знаю те страны, где смогу это получить.  Можно ведь приехать в какую-то страну  и там будет слишком дорого или вас будет раздражать местное население, так бывает и это обидно, особенно, если  это дальний перелет.   Я знаю, чего я хочу и если я собираюсь путешествовать, получать новый опыт, новые эмоции,  то я выбираю ту страну, которая может быть даже довольно жесткой, например, я очень люблю ЮАР.  В Африке всегда интересно, но  это к сожалению гигантский перелет и много сложностей.  Если  я хочу чего- то стабильного, я еду туда,  где поспокойнее и получаю тоже солнце, какие- то интересные природные достопримечательности и   культурно-музейную  информацию.

А какие это места?

Раньше это был Египет. Однако мир меняется,   за последнее время мы потеряли лето зимой с недалеким перелетом в 4 часа.   В Египте сейчас   опасно, хотя я его весь вдоль и поперек прошел и проехал.  Я очень любил Каир. Не сразу его можно полюбить, но я   полюбил, это очень большой,  цивилизованный, культурный город  с прекрасными галереями, с очень интересной живописью —  это  то,  чего не видит турист, не говоря уже  об историческом наследии. Сейчас таким относительно недалёкими, где можно получить   лето  зимой,  остаются Канарские острова. Сегодня  в любое время года, в абсолютно любое, я могу сесть на самолет и через 6,5 часов я буду на Тенерифе,  где получу стабильные 23 градуса. Круглый год. Канары для меня как  климатическое убежище.  Могу хоть завтра сесть на самолет,  и не думая прилететь в +23 градуса, не в + 28 и не +35, понимаете разницу. Там  Вы получаете определенные гарантии сервиса,   вы понимаете, где и что вы едите, в придачу, уникальный климат и экологию.    Есть страны, в которые надо лететь 12 часов, но вы не получите   туристической стабильности, как я это называю. Вы получите или дорогие рестораны, не всегда вкусные, или   какие-то большие поездки, т.е. для того чтобы посетить какую-то достопримечательность,  вы будете ехать 5 часов и больше.   Поэтому, когда я хочу поесть морепродуктов, получить стабильный комфорт я собираюсь и улетаю на Канары.

За яркими впечатлениями в Африку или куда-то еще?

Яркие впечатления – это конечно Африка, культурные впечатления и регулярно – это Рим. Это всегда  здорово и всегда есть что посмотреть  и о чем подумать. К сожалению,  во Франции я разочаровался за  последние несколько лет.

Из-за чего случилось разочарование, что изменилось в стране?

Обнищание населения. Хваленая Европа об этом не  говорит. Я даже не говорю про мигрантов, если это про Париж. Вы приезжаете в грязный город. Там не убирают улицы. Вечером на некоторых улицах, причем в центре города, выключают свет из экономии.    Не  говоря уже про цены.   Неоправданно высокие цены в ресторанах. Это  все пережитки ложного пафоса. Та Франция, которую я любил 15 лет назад,   это уже совсем не то. Сейчас нужно ехать на север в  Нормандию. Там еще можно получить ту Францию,  которую  я увидел много лет назад  и немножко застал. Париж – нет.

Где еще интересные места с вашей точки зрения?

Если  вы хотите получить самые вкусные морепродукты за реальные деньги, то это ЮАР, Кейптаун, вкуснее чем в Африке вы не найдете устриц. Это свежайшие дикие устрицы, а не выращенные на ферме.  При этом не будет безумного придыхания.  Добираться, правда, тяжело — 13 часов из Парижа. Поэтому туда ехать на неделю глупо. Внутри страны недорого,  и вы получите яркие впечатления. Считается, что  человек произошел из Африки, поэтому чисто энергетически меня там впечатляет. Не говоря уже про современную культуру, музеи, галереи, живопись местных художников.   Это очень яркие произведения.  Я там кое-что приобрел. Еще яркие впечатления  это Сингапур, Индонезия.   Весь мир сегодня сместился в Азию и если вы хотите увидеть пульсацию жизни, то это Азия. Я  говорю про  культурную жизнь.  Европа сидит, тихонечко стареет, брюзжит, считает себя самой умной. Азия это сосредоточение культуры, искусства, экономики, бизнеса. Сингапур и Токио, производят неизгладимое впечатление.    Токио мое самое яркое потрясение.  Там то, что я люблю,  мне нравится,  когда все доведено до совершенства. Чтобы понять, что такое  японцы, поделюсь своими мыслями. Вот смотрите, какой-то европеец изобрел стул. Он его придумал. Сто японцев  окружат этот стул, доработают и через полгода будет супер стул. Они все доводят до совершенства. В Токио,  в гостинице   полотенце будет лежать именно в том месте, куда вам удобно дотянуться рукой, а не идти за ним через всю  ванную.  В Токио нет пробок. Они придумывают всякие умные светофоры, безумные развязки. Еда. То, что мы здесь принимаем за японскую еду, это вообще не японская еда.   Японская еда, японское мясо, морепродукты  оставляют неизгладимые вкусовые впечатления. Я уж не говорю про субкультуры,  которые стали частью японской жизни.  В Токио есть магазин, три этажа одних презервативов. Три этажа! Это не секс шоп. Или  маленький бутик, где продаются одни спички. Только спички. Там есть покупатели. Это не антиквар и не редкость. Просто спички с разными головками и этикетками.

Я очень люблю Токио и его окрестности.  Надо не лениться выезжать из Токио. И непременно, чтобы был хороший гид. В округе много  интересного, храмы, природа. Нельзя ехать в Японию на неделю. Это выкинутые силы и деньги.  Город насыщенный. Это поездка минимум две недели.

Города, о которых Вы говорите, становятся дорогими, как   думаете,  с  чем это связано?

Я думаю это связано  с уровнем жизни. В Токио и Сингапуре он очень высокий  и  местные жители не особо чувствуют эту дороговизну. Я застал Сингапур еще очень достойный по ценам. Сейчас конечно Сингапур подорожал. Сейчас с хорошими ценами только Африка.

Тематический туризм может быть интересен  часто путешествующему человеку?  

В комплексе. Я люблю ездить, и получать впечатления в комплексе. В одной поездке ходил  на  блю марлина и поймал двух по 250 кг. Но это было не специальное мероприятие. Это было просто частью поездки. Я работаю в театре, в кино. Меня интересуют, какие-то эмоции, я не заточен на рыбалку, хотя я участвовал в этом  с большим интересом, но я не из тех, кто проедет пол земного шара, чтобы поймать золотую рыбку. Мне хватает увлечения и адреналина в театре. Я думаю, такие тематические увлечения больше свойственны людям с рутинной работой. У меня адреналина очень много, я катался на лыжах, сейчас не катаюсь, потому что упал и повредил колено, все эти экстремальные дела, это для тех, у которых нет экстремального в жизни. Я два года руковожу театром «Модерн» и думаю, что по доходности и по стремительности развития это сейчас  самый развивающийся театр. Адреналина мне хватает дома. В путешествия езжу наблюдать, изучать, расслабляться. Этот момент мне очень важен.

Хотя, был один случай, я прошел часть кругосветки на  «Крузенштерне». Небольшую часть их похода,  Ла-Манш,   Атлантика.  Для меня это было сложно, мы шли два дня в шторм 8 баллов.  Это такое большое испытание мое человеческое.  Два дня шторма, я много понял о людях вокруг меня. Если раньше я думал, ну вот кто будет Родину защищать, если что. Пройдя часть похода  на «Крузенштерне» у меня все вернулось на свои места. У нас  есть, кому  Родину защищать.  Люди не просто так на этих кораблях ходят, молодежь, которая туда идет, они на своем месте. Это впечатляет, я сам кое-что переоценил,  путешествуя в этих условиях. Почувствовал себя некой песчинкой во Вселенной, а то многие думают, что мир крутится вокруг них.  К сожалению, есть мои коллеги и  знакомые, которые воспринимают мир именно так. А в этой ситуации человек  что-то важное теряет, думая, что он центр вселенной.

Насколько нужны путешествия творческому человеку, что они могут дать? 

Я считаю это очень важный момент. Кто-то из великих сказал: Счастье – это когда ты можешь общаться с кем ты хочешь, делать, что ты хочешь и путешествовать. Это  совершенно про меня. Я делаю только то, что я хочу,  я никогда не заставляю себя делать те или иные фильмы и спектакли в погоне за желанием всех удивить или  заработать. Я ставлю спектакли,  которые мне близки и я хочу этим поделиться. Я очень рад, что и  зрители это оценивают. Я, конечно, хочу больше зрителей, но я понимаю, что то,  что  делаю,  это очень  лично. Нас не может быть очень много. Мы выпускаем спектакль  — «Чем я не Чехов?». Он посвящен  Ольге и Михаилу Чеховым, великим  актерам России. Действующие лица в моем спектакле: Ольга и Михаил Чеховы, Адольф Гитлер, Берия, Мерлин Монро, Станиславский.

Нормальная компания?  Это очень эмоционально емко и естественно, чтобы это понять, чтобы свободно  создавать какие-то характеры и образы, путешествия сильно помогают. Кстати,  к разговору о Германии, вспомнил о Гитлере, у меня полное разочарование в Берлине.

Я в Берлине был на премьере фильма «Три сестры» и ждал этой встречи с Берлином, мне было очень интересно, но я очень разочаровался. Оказался современный мрачный город, серые дома похожие на бункеры, плохое освещение в центре города, неудачная еда и в дорогих и в дешёвых ресторанах.   Люди одеты  в серые куртки, мужчины и женщины одинаковые все, как будто приготовились к нападению. Какие-то  рюкзаки, стоптанные ботинки, как- то это очень грустно…

А освещение в городе, один фонарь на 500 метров. Мне не глянулся город, хотя я поездил по Берлину, в некоторых районах повеселее.  Есть несколько районов, где на каждом 10 балконе висит флаг ЛГБТ сообщества.  Зачем вывешивать флаги,   меня это удивляет, чего хотите доказать?

И такого очень много в Берлине, такого надуманного. Конечно мигранты тоже не вызывают восхищения. В этом сентябре буду с гастролями театра в нем, понятно, что я поеду, попытаюсь второй раз походить и понять   что-то про Берлин.  А вот Гамбург мне понравился.

 Люди , которых Вы встречаете в путешествиях, есть новый источник информации для вас?

Конечно, местное население имеет важную роль,  может не определяющую, но важную, например, в Таиланд я не езжу. Я был несколько раз и после этого не езжу  и это связано с людьми.  Лучше Вьетнам. Я  не впадаю в дискуссии и беседы с местным населением, но все равно с ними соприкасаешься, даже на уровне минимального общения  в ресторанах.   Есть страны жесткие с религиозной точки зрения, и я как человек верующий  понимаю, что надо уважать страну, в которую ты приехал. Не надо провоцировать на ненужное, это говорит только о низком уровне культуры человека, если он это делает.  Я не понимаю людей ищущих приключения на свою пятую точку. Местное население имеет значение, но не определяющее.

Юрий, часто ездите по нашей стране, может быть есть любимые места?

Владивосток, который я недавно посетил, меня,  к сожалению, разочаровал. Я почему-то ожидал большего, а тут пол земного шара лететь и оказалось – нет смысла.  Я не был ни на Камчатке, ни на Алтае. Я по России езжу недалеко. Я пытался поехать на Камчатку,  но когда я понял, с какими трудностями в организации поездки столкнусь — отели, транспорт, цены безумные. Отказался от этой идеи.

Как Вы считаете, есть ли мода на тур направления?

Я никогда на эту тему не думал, меня не очень интересовало, что модно и актуально, это касается всего, литературы, кино, я никогда на это не велся, потому что, что такое мода?  Я когда-то 30 лет назад работал в модной индустрии у Славы Зайцева. Был манекенщиком. Мода это не стихийная вещь. Мода вещь управляемая. Заметьте,  раньше все говорили – Франция, Франция, Франция. Потом все стали обсуждать Италию, сейчас все помешаны на Лондоне. Эти тенденции связаны с отсутствием образования. Больше ничего. Почему люди финансово успешные, ходят в одних марках, это коллективное чувство, что я не хуже. Я жил всегда с отношением, что я лучше. У меня нет желания  кому-то что-то доказывать. Я всегда инвестировал в себя, в свои знания, в свои проекты. Это очень трудно, не идти на поводу. Но мне пока удается делать то, что я хочу. Удается иметь свое мнение, я берегу и культивирую его. Я  люблю людей, у которых есть позиция. Я уважаю тех, у кого есть другая позиция, не моя, у них есть своя собственная  и не люблю людей,  не имеющих своей позиции. Я не общаюсь с такими людьми. Абсолютная потеря времени.  Это так же связано и с путешествиями. Когда все в едином порыве восхищаются Лондоном, я тысячу пунктов приведу, чем там плохо. Начиная от климата, кончая людьми. Чего вдруг всех понесло туда. Говорят, вот там такие галереи!  Сегодня в Москве в чистом светлом, инновационном городе,   86 государственных театров и общее количество —  330 театров. Каждый вечер, в одно  и то же время, происходит минимум 200 спектаклей. Никакой Лондон не сравнится, в Америке вообще нет хороших театров. Хотите увидеть экстремальный театр, то это в Берлин, а разнообразие театра это конечно Москва. Это не значит что все хорошо, но нужно искать свой театр, нужно искать, кому доверяете.

Насколько практичным путешественником может быть творческий человек?

Я разделяю виды путешествий на отдых и на путешествия. Если напряженный год, то я стараюсь вырываться почаще на отдых. Вот вспомнили тот же Тенерифе, это отдых. Путешествия  всегда связаны с деньгами. Доходы упали у всех слоев населения.  Когда я слышу по телевизору, что можно за три копейки где-то замечательно отдохнуть, я не верю.  Это иллюзия. Более того, в некоторых странах дешевый отдых может быть опасен. Если вы  путешествуете, эти деньги вы инвестируете в себя. Не только в свое здоровье, смену картинки, в  эмоции, познание мира. Сейчас, с развитием интернета я  не езжу через турагентство. У меня этим занимается жена. Я не собираюсь доверять свои драгоценные две недели какому-нибудь менеджеру. Я первые свои поездки за границу, по наивности думал, что у таксиста можно спросить, где хороший ресторан. Я почему-то так думал и у меня был случай в  Париже, когда я спросил, он мне ответил: «Да, я знаю». И мы с ним ехали — ехали, и приехали куда-то к черту на кулички. Ресторан был ужасен, я ушел и потом сел в другую машину. Я не доверяю чужим людям свои путешествия. Вы должны быть на одной волне порога качества, это не связано с деньгами, не всегда дорого — это хорошо. Если человек не очень понимает, что тебе нужно, или он халатен или не профессионален. Иногда, я  опираюсь на мнение товарищей , и то не всех, а тех с кем у меня совпадает восприятие. Я храню карточки из ресторанов, музеев, потому что иногда сталкиваешься с тем, что называется музей, а там не пойми что. Обязательно надо читать про то,  куда вы собрались. Что это за город или музей, нужно потратить время на подготовку и потом проверить на яву.

Сколько   нужно времени, чтобы получить такой набор впечатлений от поездки, когда сам себе говоришь: «Все впечатлений довольно, хочу домой, поеду переваривать»?

Минимум 10 дней, меньше 10 дней я не езжу. Я вот сейчас собираюсь до Перу доехать, я думаю, что это будет минимум 25 дней. Если говорить про сочетание отдыха и впечатлений, минимум 10 дней. Все остальное – приехали, уехали, пока сориентировались на местности, куда-то сходили, какое-то разочарование, потом очарование, а потом в самолет и домой. Это галопом по Европам.

 

Фото Цесарь Вячеслав

Фотографии из путешествий:

Instagram @yuri_grymov

99 комментариев для “Юрий Грымов. Я думаю, что я счастливый человек”

Обсуждение закрыто.