В театре имени Евгения Вахтангова 30 и 31 марта премьера — «ПАВЕЛ I» Неисторический миф.

Действие происходит в Санкт-Петербурге с 9 по 12 марта 1801 года

Продолжительность спектакля 3 часа с антрактом

Режиссер спектакля — Наталья Ковалёва: «Я предпочитаю материал, в котором есть что-то важное для меня, а, значит, и для моих зрителей. В 1908 г. Мережковский написал пьесу «Павел I» о событиях 1801 года, но кажется, что пьеса написана про нас. Природа человека, психология толпы, жажда власти, любовь и ненависть, жизнь и смерть – главные темы пьесы, и они стоят диалога. Павел I – фигура сложная, неоднозначная. На протяжении двух с лишним веков менялось отношение к нему. Не судить, не возвести в кумиры, а попытаться понять – вот, что важно. Его отвага поражает, как восхищает и желание сделать свою страну сильной. Важно помнить, что Павел много сделал на благо Отечества – реформы в армии, в общественной жизни, в международной политике. Павлу приписывают слова: «Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за неправое». Это осознанный выбор жизненного пути. Есть о чём поговорить. Для меня театр – это диалог. В театре важно задавать вопросы, тревожить сердце и ум.

То, что я сейчас ставлю, не совсем Мережковский. Я много работала с текстом, сокращала, дополняла его и определила жанр получившейся сценической версии как «неисторический миф». В первом издании пьесы автор так обозначил её жанр – «пьеса для чтения». Это многое объясняет. Философ и историк Мережковский исследовал и обработал известный ему материал и поместил в пьесу, которую играть… невозможно. В ней 58 (!) персонажей, не считая массовки. Некоторые появляются, произносят одну реплику и исчезают. Моя задача была превратить пьесу для чтения в пьесу для игры. Брюсов сравнивал пьесу с хрониками Шекспира, в пьесах которого соседствуют проза и стихи. Так возникла мысль о соединении текста Мережковского со стихами из пьесы Е.Р. Симонова «Смерть Павла I». И в кульминационные моменты персонажи пьесы Мережковского стали произносить стихотворные монологи из трагедии Симонова.

Павла I называли русским Гамлетом. Если у Шекспира есть призрак отца Гамлета, то почему бы в пьесе о Павле I не появиться призраку его матери, великой императрицы Екатерины Второй?! У них были очень сложные отношения, он искал её любви и не находил. Не случайно он построил Михайловский замок на том месте, где стоял летний дворец, в котором он родился. Я дописала две сцены с матерью, воображаемую встречу Павла с нею. И это ещё больше вывело пьесу из пространства быта».

ПАВЕЛ I (20 сентября (1 октября) 1754 г. – 12 (24) марта 1801 г.) – сын Екатерины II и Петра III. Из-за политической борьбы с самого рождения был лишён любви родителей – отец и мать были отстранены от воспитания наследника, которым занималась императрица Елизавета Петровна. После её смерти Екатерина, опираясь на гвардию, осуществила переворот, в ходе которого Пётр III при не до конца выясненных обстоятельствах умер, а сама она была провозглашена императрицей Екатериной II.

У Павла были неплохие способности, развито воображение, в то же время он был неусидчив и нетерпелив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. Уже в юные годы его стала занимать идея рыцарства. Павел был дважды женат. Первая жена рано умерла, вторая – София-Доротея Вюртембергская, после перехода в православие ставшая именоваться Марией Фёдоровной – подарила ему 10 детей, в том числе двух будущих императоров Александра I и Николая I. Чем старше становился Павел, тем больше расходился во взглядах с матерью. После рождения у Павла старшего сына Александра Екатерина рассматривала возможность передачи престола любимому внуку в обход нелюбимого сына. Павел I вступил на престол 6 (17) ноября 1796 года в возрасте 42 лет и решительно приступил к ломке порядков, заведённых матерью. Указы Павла ослабили позиции дворянства. Павел питал глубокое отвращение к революционным идеям и стремился ограничить возможность их проникновения в Россию. Его внешняя политика была направлена на противостояние с Британией и ослабление её влияния в мире. Павел I в качестве великого магистра Мальтийского ордена считал Мальту подчинённой территорией и потенциальной средиземноморской базой для русского флота. Захват острова Британией был воспринят Павлом как личное оскорбление. Павел I убит придворными в специально выстроенном для себя, усиленно охраняемом Михайловском замке.

Сценическая версия и постановка Натальи КОВАЛЁВОЙ

Сценография и костюмы заслуженного художника России Максима ОБРЕЗКОВА

В спектакле заняты: Александр Олешко, Юрий Поляк, Ирина Дымченко, Клим Кудашин, Виталий Иванов, Игорь Карташев, Олег Макаров, Елена Сотникова, Анна Антонова, Елизавета Палкина, Дарья Щербакова и др.

Один комментарий к “Премьера в театре Вахтангова: Павел I”
  1. … [Trackback]

    […] There you will find 83952 additional Information to that Topic: storytravell.ru/premere-v-vahtangova-pavel-i/ […]

Обсуждение закрыто.